Организация службы технического обслуживания и ремонта на предприятии

Основное (без лишней детализации) для любого производственника материальной продукции(потому что может быть и не материальное производство – услуги) – это его основные (материальные) фонды, т.е. 1) здания и сооружения, 2) технологические линии, которые в них находятся и 3) персонал, который их обслуживает. Получается, что это единый комплекс, который требует каждодневного внимания со стороны управленцев. Как правило, в производственных организациях есть отдел главного инженера или главного технолога, который отвечает за нормальное течение технологического процесса производства, есть отдел кадров, который должен проводить в жизнь политику в области персонала, и в очень редких случаях есть¹ отдел эксплуатации, который должен осуществлять обслуживание зданий и сооружений в соответствии с определенными правилами, 

И обнаруживается парадоксальная ситуация: здания и сооружения, которые и являются вместилищами всего производства не обслуживаются должным образом и постепенно ветшают, накапливая повреждения и нарабатывая износ. Со временем это выливается в отказы несущих и ограждающих конструкций с большим или меньшим ущербом(материальным, репутационным и пр.) для организации.

Причины такого отношения к объектам недвижимости скорее всего в том, что технологические процессы и процессы управления персоналом это достаточно высокочастотные процессы и их обыденное сознание управленца может вычленить, а процессы износа конструкций – очень длительные и могут достигать десятков, а то и сотни лет и они ускользают от управленца именно в силу этой своей длительности. В век интернета и «твиттера»² люди, по большей, части привыкли (или их заставляют?) мыслить «однобитово», т.е. высокочастотно.

А если управлением процессом износа и восстановления работоспособности³, а значит поддержания определенного уровня эксплуатационной надежности никто не занимается, значит процесс накопления повреждений и появления отказов носит непредсказуемый характер,  следовательно не может быть и учтен, а без учета этих факторов весь менеджмент рисков рушится, а в месте с ним рушится или имеет большую ущербность и система менеджмента качества.

Следует также упомянуть, что современные здания и сооружения различного назначения являются сложными техническими системами, состоящими из большого количества подсистем, деталей и узлов. Полностью избежать отказов разного уровня и масштаба, в которых не всегда представляется возможным. Своевременное обнаружение и устранение причин отказов возможно при обеспечении системы технического обслуживания и ремонта (ТОиР) с хорошо подготовленными кадрами.

В случае, если в вашей организации назрела необходимость создания такой системы, или увеличения эффективности её работы, наша организация готова оказать помощь в  этом вопросе. Также изложенное выше понимание реализуется нами в процессе нашей профессиональной деятельности в области инженерного обследования зданий и сооружений и в этом случае мы можем предложить определение уровня остаточной (текущей) эксплуатационной надежности в качестве результата комплекса обследовательских работ.



  ¹ А если и есть, то в нем нет профессионалов строителей-эксплуатационщиков просто в силу того, что ВУЗы не выпускают таких специалистов.

  ² Есть определенная вероятность, что и этот документ не будет даже прочитан руководителем до конца. Это зависит от того, будет ли воспринята эта информация в качестве управленчески значимой или нет.

  ³ Работоспособность системы в общем случае зависит от уровня ее надёжности, которая обеспечивается надёжностью составляющих её элементов. Надёжность зданий и составляющих их систем и элементов изменяется во времени, что обуславливается изменением их свойств и изменением характера приложения и величины внешних воздействий.